Формула идеального сада


Категории:
ландшафтное проектирование.

Контраст: ажурная листва папоротника выделяется на фоне крупных, смелых листьев хостыНе существует формулы идеального сада. Да и нужен ли он, идеальный? Уникальный сад – один единственный в мире, объединяющий Место и Личность… Частные сады не могут и не должны быть похожи друг на друга. Только представьте себе, как изменится наша жизнь, когда люди, их дома, окружающий ландшафт станут такими же индивидуальными, как отпечатки пальцев.

Как рождается образ сада?

Быть счастливыми, жить красиво — старейший миф о садах Эдема отражает страстное томление человека. Тот мир совершенен: ни болезней, ни смерти, ни тяжелой нудной работы, ни бедности... Люди свободны. Несбыточные мечты человечества о жизни в гармонии с природой... С незапамятных времен оправой для природы, гармонизирующей жизненный путь, были сады. На протяжении многих веков сад символизирует попытку человечества открыть потерянный рай на земле... Но это только часть задачи — примирение с природой. Оно может быть успешным лишь в искусстве: в рамках этой автономной сферы природа однажды может стать прекрасной. Сад — искусственная и природная единица красоты, включающая все природные элементы — воду, свет, воздух, растения — и делающая их элементами искусства. Любое достижение в области садоводства становится зеркалом желания обрести счастье в гармонии с природой. И это куда более важно, чем его полезные функции: источник защиты, пищи, лечения и запасов... Пыльная земля повседневной жизни, тернии и чертополох рабочих дней — подобному миру нет места в наших садах. Садовый дизайн, как поэзия, литература и живопись, всегда предпочитал использовать модели, способные избежать критического экзамена и таким образом не рождающие разочарование. Это всегда модели, где есть неведомые острова желания, отдаленные не в пространстве, но во времени. Так откуда черпают вновь и вновь свои силы миллионы садоводов всего мира? Из прекрасных снов и фантазий, ставших властью и триумфом свободы человека, — так рождаются образы наших садов.

Что делает сад совершенным?

Можно найти уникальный посадочный материал, всевозможные аксессуары для сада, сбиваясь с ног искать нужные вам вещи в садовых центрах, по каталогам, — но успех заключен не в этом. Что выделяет «сад» из бессмысленного и порой бесконечного набора материалов?

Существуют три основных правила в садовом дизайне, которыми следует руководствоваться, особенно если стоит задача выбора растений и создания композиции. Для начала — это баланс, контраст и ритм. Потом — ограниченное количество объединяемых в композицию красок. И, наконец, внимание к текстуре, форме и размеру.

Контраст

Контраст привлекает взгляд, а ритм делает композицию единой. Следует заметить, что создание успешного проекта или композиции требует правильного баланса между контрастом и ритмом. Но подобный баланс не может быть постоянным, он динамичен.

Визуально контраст ощущается при восприятии двух элементов, отличных друг от друга. Очень часто мы обращаем внимание на некоторые характеристики предметов только тогда, когда они случайно контрастируют с другими элементами. Например, ажурная листва папоротника (Adiantum pedatum) выделяется значительно больше на фоне крупных, смелых листьев хосты (hosta), чем рядом с «разбитым сердцем» (Dicentraeximia). Контраст усиливает восприятие композиции. Выбор остается за вами: например, можно изменить восприятие слишком монотонного миксбордера, усилив контрастом один из его фрагментов. Но помните: слишком много контраста — и композиция рассыпается, взгляд не на чем фокусировать.

Ритм

Ритм: ритмичное сочетание растений ограниченной палитры цветовРитм весьма значим для успешного дизайна. Он держит композицию единой, а правильный баланс между контрастом и ритмом не даст ей стать бесконечной серией индивидуальных растений. Ритмичное повторение определенных элементов может заставлять взгляд перемещаться по пейзажу. Определённые растения могут повторяться как формы с различной текстурой или цветом. Ритм позволяет ограничить палитру цвета, которая считается большинством людей одним из самых основных элементов в дизайне садов. Но понятие «слишком» — это единственное, что должно руководить вами. Кстати, по многим причинам проектировать легко, если единственная ваша цель — иметь красочный сад. Кроме того, опасность состоит ещё и в том, что сегодня ассортимент растений невероятно широк, a многие из них отличает богатая колористика не только цветков, но и листвы. Кто знает, станут ли неожиданностью для нас сады «совсем без зелени»?

Но никто не утверждает, что цвет — это плохо. Просто умейте им пользоваться. Например, что делать с избытком цвета? Решение несложно: выберите ограниченную цветовую схему — нечто меньшее, чем полный спектр. Использование умеренных контрастов и повторение нескольких выбранных цветов придает законченность и цельность композиции. Наиболее часто используют деление цветов на теплую и холодную гамму. Другой метод основан на комбинации очень насыщенных цветов или менее насыщенных оттенков (например, пастель). Небольшие фрагменты могут быть сделаны просто одним или двумя цветами. Реже встречаются монохромные сады, например, зеленые. Но какое поразительное впечатление можно произвести, если использовать контраст изумрудно-зеленого с огненно-красным! Многие проектировщики считают, что в двухцветной схеме один цвет является основным, доминируя в композиции, а другой лишь дополняет его.

Текстура

Рассказав так много о цвете, стоит обратить ваше внимание на самое важное: сад — это не цвет. Большинство проектов неудачны не по использованию цвета, а по использованию текстуры. Обычная проблема — очень много тонкой текстуры и недостаточно сильной. Слишком большое количество тонкой текстуры дает слабый, мягкий, несфокусированный эффект, тогда как смелая, сильная текстура способна выделиться из избытка «неструктурного пушка». Фактически это работа на контрасте. Смелый контраст может предусматриваться акцентированными растениями: крупными, отчетливой формы. Но сады — это больше, чем просто растения: керамика, скульптура или даже структура сада может помочь в решении проблем «слишком ажурной листвы». С другой стороны, растительность способна визуально ослабить избыток жестких, геометричных строк дорожек и стен — это контраст между рукотворным и естественным, формальными и неформальными элементами в саду.

Масштаб

Конечно, размер центрального рукотворного объекта определяет общий размер сада и масштабность растений в нем. Скромный коттедж хорошо дополняют небольшие растения, а дом покрупнее дает возможность для более смелого дизайна. Но это ни в коей мере не означает, что только большие растения могут применяться вокруг больших структур: мелкие — тоже, но в достаточной массе.

Аналогично и взрослые деревья помогают определить нужную шкалу. Например, кольцо крокусов вокруг зрелого дуба всегда будет выглядеть нелепым: выбранные растения должны использоваться на соответствующем месте, с несколько меньшими масштабами, чем контрасты. На самом деле, несколько растений могут использоваться индивидуально в качестве акцентов. Даже в самых маленьких садах использование по крайней мере нескольких «смелых» растений придает им драматизма.

Интересная, необычная, красивая композиция: узкие листья растений, иглы сосны, стрелы лука, разбавленные точками некрупных цветов. Четко просматривается идея взлета, стремительности — это придает легкость и воздушность композиции несмотря на простоту посадочного материала.

Крупные элементы

Крупные элементы устанавливают фокусные точки, меньшие — обеспечивают ритм и помогают созерцать композицию в целом. Некоторые из них должны быть выполнены свободно, нерегулярно, например, в виде облаков или их дрейфа. Чтобы добиться естественности, старайтесь избегать четких границ: когда вы смотрите на вечную границу газона с чем-либо, вы словно ощущаете, как жесткие однотонные блоки с шумом разбиваются об этот своеобразный берег. Здесь могут помочь не только невысокие растения, но и прерывание самой линии, и мягкие переходы почвопокровных и стелящихся растений...

Другой элемент, с помощью которого вы можете добиться контраста или ритма, — вертикальные растения. Имея сильно вертикальную форму (ирис, многие травы), они способны разбить аморфное пространство куртин большинства низких растений (например, герани или вербены). Кроме того, используя этот прием, вы избежите того, что называется «синдромом скульптурности», когда самые маленькие растения размещаются впереди более высоких, позволяя нам видеть только «головы» последних. А ведь некоторые растения имеют красивые «плечи», «торсы» и «ноги», и для их обозрения необходимо пространство. Экспериментируйте — контрасты приведут вас в восторг.

Вам понравится рисковать и быть смелыми. И помните: создание вашего сада — искусство персональное и протяженное во времени.

По материалам журнала «Ландшафтный дизайн»

Наверх

Возврат к списку


Нравится

Портал в социальных сетях: