Арбоскульптура - скульптура из живых деревьев

22.11.2012

В Индии или Японии нередко можно повстречать так называемые «живые мосты». Это незатейливые сооружения созданные из каучуковых деревьев, перевитых между собой и переброшенных через воду. Местные жители занимаются их выращиванием уже долгие годы.

Но можете ли вы себе представить дерево выращенное в форме человека? Или причудливой формы клетку будто вылепленную из стволов живых деревьев? Или садовый шезлонг, который нельзя переместить с места на место, потому что он растёт на вашей грядке?

Всё это не чудеса природы, но плод человеческой фантазии и долгого кропотливого труда, имеющие название арбоскульптура.

Что такое арбоскульптура?

Само слово арбоскульптура происходит от латинского «arbour», что в переводе на русский означает дерево. Это сложная техника формирования Арбоскульптура "Четырехножка"стволов деревьев таким образом, чтобы они на протяжении своего развития принимали необходимую, задуманную форму. Многие считают арбоскульптуру одним из видов искусствуа бонсай или топиарного искусства. Это распространённая ошибка. Топиары создаются при помощи стрижки листьев и ветвей деревьев или кустарников, арбоскульптура же формируется из стволов. Что касается искусства бонсай, то у обоих произведений садового искусства, несомненно, есть общие черты. Однако, если деревце бонсай несмотря на свой крошечный размер обязано сохранить полное сходство с деревом и выглядеть максимально естественно, то назначение арбоскульптуры  — ошеломлять своим нарочито неестественным видом. 

История происхождения арбоскульптуры

Зарождение арбоскульптуры приходится на начало двадцатого века. В 1919 году простой американский фермер Аксель Эрландсон вырастил на своём участке две сикоморы, которые переплёл между собой. После того как его эксперимент завершился, успешно вызвав немало удивления со стороны соседей, Эрландсон решил попробовать соединить четыре дерева, но не как в первом случае просто перевить их друг с другом, а придав им гораздо более сложную форму. Для начала, он высадил деревья таким образом, что они смогли расти навстречу друг другу параллельно земле, после того как верхушки стволов сблизились он объединил их и отпустил расти вверх. Своей второй скульптуре Аксель дал имя «Четырехножка».

Через некоторое время ферма Эрландсона приобрела популярность во всей округе благодаря своим удивительным, ни на что не похожим деревьям. Он полностью посвящал всё свое время новым и новым произведениям, совершенно забросив все остальные дела фермы.

В течение сорока лет он занимался созиданием своих неповторимых деревьев. Поначалу, всё его окружение, да и он сам считали это просто оригинальным увлечением, но именно это занятие прославило его имя на весь мир и полностью изменило его жизнь. Как только мастер осознал, что людей завораживают его творения и они готовы платить только за то, чтобы на это посмотреть, он перебрался в Калифорнию, где открыл «Древесный цирк». О новом диковинном зрелище писали все газеты, поток туристов не иссякал возле дверей цирка. Аксель никому не открывал секретов своего мастерства. На все вопросы журналистов о том, каким образом он создал свои шедевры, фермер отвечал: «Просто я прошу деревья об этом».

После смерти великого Эрландсона «Древесный цирк» постоянно менял хозяев и едва не был разрушен. Спасением оказалась покупка цирка Арбоскульптураодним из поклонников творчества Акселя. Сегодня «древесный цирк» расположен в городе Гилрой и носит имя этого города. Многие из последователей Эрландсона пытались повторить его успех, но удавалось это далеко не всем. Наиболее знаменитым мастером арбоскульптуры нашего врeмени стал Ричард Римc. Именно Римс дал имя деревянным статуям назвав их арбоскульптура. По заверениям самого мастера, он не изобретал ничего нового и пользуется в работе теми же методами что и Эрландсон. Но его скульптуры имеют гораздо более фантастический и оригинальный вид.

Когда его спрашивают, что вдохновляет его на создание древесных шедевров, он отвечает, что всего лишь создаёт своими руками мир, в котором сам хотел бы жить.

Поктре

Одной из наиболее известных разновидностей арбоскульптуры является создание «живой» мебели искусство Pooktre.

Основателем этого направления стал Питер Корр. В 1987 году он представил общественности своё первое «живое» кресло. Наиболее известными работами, популярными и в наши дни, стали «живые зеркала» Корра. Скульптура из двух деревьев выращенная таким образом, что у основания стволы переплетены друг с другом, а на верхушке расходятся в разные стороны образуя круг или овал, в который позже помещают стекло.

В отличие от Акселя Эрландсона, Питер экспериментировал не с сикоморами, а с садовыми сливами позже многие из его работ были выполнены из черёмухи.

Именно благодаря Корру Pooktre стало наиболее креативным направлением ландшафтной индустрии. Однако, у этого искусства не слишком много поклонников. Всё дело в сроках изготовления живого интерьера. Например, на создание одного предмета мебели уходит от 6 до 8 лет. Для самых нетерпеливых создаются подобия поктре, выполненные искусственно, зачастую даже не из деревьев, а из их корней, которые гораздо более гибкие.

Техника построения арбоскульптуры.

АрбоскульптураСложность построения подобной скульптуры заключается в том, что мастеру необходимо срастить между собой стволы и ветви различных деревьев поддерживая заданную форму в течение их роста.

Для начала необходимо очистить ствол и ветви дерева от коры так же, как это делают перед прививкой. А после части деревьев, которым нужно придать желаемую форму, присоединяют друг к другу и связывают. В этом зафиксированном положении дерево должно простоять не меньше года, а то и двух лет. Это во многом зависит от сложности заданной формы и желаемого результата. Когда вы поймёте, что ваша арбоскульптура может самостоятельно держать форму, обвязку можно снимать.

Наибольшее значение в этом процессе уделяется подрезанию молодых веток. Специалисты делают различие между «подрезкой» и «вырезкой». Так, подрезкой они называют стандартное уменьшение длины ветви, а вырезкой — удаление до основания побеги выросшие по обеим сторонам скульптуры. Подрезка помогает изменить направление роста веток, а вырезка нужна для того, чтобы освободить ствол дерева от лишних ветвей меняющих общий рисунок композиции, освобождая таким образом свободное место для новых стеблей.

Однако, арбоскульптура включает в себя не только сплетение ветвей и стволов, но ещё и придание формы корням дерева. Встречаются деревья с внешней корневой системой. В этом случае основной массив корней находится на поверхности земли, а не под ней. С корнями гораздо более удобно работать, благодаря их природной гибкости и пластичности и они достаточно быстро привыкают держать форму.

К сожалению, именно поэтому арбоскульптура никогда не будет популярна в нашей стране. Климатические условия в России таковы, что деревья с открытой корневой системой не смогут пережить наши морозные зимы.


Статьи по теме:

Топиарное искусство
Бонсай — японский сад в миниатюре

Литература по теме:

Все о прививке деревьев и кустарников Обрезка и прививка растений
Наверх

Возврат к списку


Нравится

Портал в социальных сетях: